«В каждом слове по три ошибки, но при этом золотая медаль»: отец ЕГЭ объяснил, почему советское образование уже никак не вернуть
- 09:15 11 сентября
- Денис Иманов

В эксклюзивном интервью RT он заявил, что единый экзамен был призван обеспечить равный доступ к качественному высшему образованию независимо от места проживания и финансового положения семьи абитуриента. Болотов также подчеркнул, что возвращаться к советской системе образования нецелесообразно, но современная школьная программа требует пересмотра содержания из-за перегруженности.
На вопрос о противоречивости ЕГЭ, который, согласно недавнему опросу, большинство россиян (63%) хотели бы отменить, Болотов пояснил, что многие не понимают сути этого экзамена. Он отметил, что распространено ошибочное мнение о ЕГЭ как о простом тесте с угадыванием ответов, хотя это не так. Болотов предложил критикам ознакомиться с материалами экзамена на сайте Федерального института педагогических измерений и попробовать выполнить задания, выразив уверенность, что многие возражения отпадут. Он также добавил, что люди старшего поколения, как правило, хуже информированы о ЕГЭ и поэтому чаще выступают против него.
Болотов также упомянул, что часто ЕГЭ критикуют за стресс, который он вызывает у выпускников. Но, по его мнению, вступительные экзамены в советское время тоже были источником переживаний. Он считает, что любой экзамен, где есть риск провала, неизбежно влечет за собой стресс.
Болотов также прокомментировал критику в отношении строгих мер против списывания и коррупции на ЕГЭ, таких как досмотры и видеонаблюдение. Он отметил, что никто не возражает против аналогичных мер в аэропортах, и задался вопросом, как иначе обеспечить честность экзамена.
По мнению Болотова, реальной альтернативы ЕГЭ пока не существует, так как критики не могут предложить ничего взамен. Он подчеркнул, что нельзя доверять проверку знаний исключительно школам или вузам.
В связи с обсуждением введения дополнительной интегральной оценки по итогам школьного обучения Болотов напомнил о неудачном эксперименте в СССР в 1970-х годах, когда средний балл аттестата стал завышаться.
На вопрос о причинах введения ЕГЭ в начале 2000-х годов, Болотов ответил, что одной из них стал резкий рост числа золотых медалистов, что давало преимущества при поступлении в вузы. Он рассказал, что ректоры показывали ему заявления абитуриентов с золотыми медалями, в которых были грубые ошибки. Болотов пояснил, что школы стали "тянуть" учеников на медали, так как по числу поступивших в вузы выпускников оценивалась работа руководства, а родители разными способами влияли на оценки.
Болотов также отметил проблемы с вузами, где члены приемных комиссий занимались репетиторством, что часто было формой взяточничества. Это поощрялось вузами, которые организовывали платные подготовительные курсы, создавая непрозрачные условия поступления. По его мнению, ЕГЭ должен был обеспечить доступность качественного высшего образования независимо от места жительства и доходов семьи.
На вопрос о репетиторах, к которым обращаются родители школьников, Болотов ответил, что они будут существовать, пока есть конкурс в вузы. Он отметил, что многое зависит от амбиций ученика и престижности вуза, в который он хочет поступить.
Болотов подчеркнул, что обычная школа не всегда может гарантировать высокие баллы ЕГЭ, особенно если ученик не прилагает усилий. Он пояснил, что у учителя в классе разные ученики с разной мотивацией и способностями, и редко есть возможность заниматься отдельно с теми, кто хочет получить высокие баллы. Такие ученики должны заниматься дополнительно самостоятельно или с репетиторами.
В связи с вопросом о соответствии требований вузов и школьной программы Болотов рассказал, что Евгений Бунимович, вице-президент Российской ассоциации учителей математики, задавал вопрос ректорам ведущих университетов о необходимости подготовительных курсов при обучении в школе. Болотов отметил, что это ограничивало шансы абитуриентов, которые не могли посещать эти курсы. Сейчас материалы ЕГЭ разрабатываются преподавателями вузов и школьными методистами с ориентацией на школьные стандарты.
Болотов также прокомментировал сокращение числа старших классов в школах и необходимость сдачи экзаменов для поступления в профильные классы. Он отметил, что в начале 2000-х годов проводились опросы среди школьников, которые показали, что около 70% девятиклассников готовы выбрать профиль обучения. Он подчеркнул, что выбор может зависеть от учителей и меняться со временем. В школах сохраняются универсальные классы, и насильственного распределения по профилям нет.
Болотов также рассказал о проблемах, связанных с попытками школ исключить слабых учеников после девятого класса ради улучшения статистики. Он отметил, что органы управления образования работают с такими школами.
Касаясь грядущей реформы высшего образования, Болотов отметил, что в мире существуют две основные модели: академическое образование и образование, ориентированное на рынок труда. Он подчеркнул необходимость повышения ориентации классических университетов на рынок труда и выразил надежду, что реформа позволит увеличить разнообразие вузовских программ.
В заключение Болотов отметил, что советская система образования в области естественных наук была одной из лучших в мире. Он выразил надежду, что реформы помогут повысить качество образования, но подчеркнул, что причина может быть и в других факторах, сообщает автор.
Читайте также
- Нужны ли друзья после 50: дельный ответ Натальи Бехтеревой - полезно знать даже молодым
- "Чижик" переманил пенсионеров из "Пятерочки". На чем экономит соседка-пенсионерка в нищемаркете
- Съездила к подруге в Европу и поняла: у нас не будет так же. Наша жизнь – большая роскошь для иностранцев
- Хотите выглядеть моложе – подстригитесь! Пять стрижек, которые молодят взрослых женщин
- "Верховный Суд вынес приговор дворовым парковкам": Ваше машиноместо оказалось под угрозой