Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрик Яндекс Метрика, top.mail.ru, LiveInternet.

Правда, которую скрывают: психолог, лингвист и филолог рассказали, почему грамотность не бывает врожденной

Правда, которую скрывают: психолог, лингвист и филолог рассказали, почему грамотность не бывает врожденнойФото редакции

Зачастую они не способны объяснить, почему выбрали именно такой вариант написания сложного слова. Считается, что это проявление так называемой природной грамотности: человек не углубляется в тонкости языковых норм, но при этом практически не допускает ошибок. Как формируется эта особенность и от каких факторов зависит? В преддверии образовательной акции 2022 года вместе с авторами тематических блогов исследуем данный феномен и выясняем, возможно ли развить грамотность или приходится довольствоваться имеющимся уровнем.

Грамотность как приобретенный навык

Утверждение о врожденной грамотности предполагает наличие некой биологической предрасположенности. Однако научные исследования не подтверждают существование специального гена, ответственного за безошибочное письмо. Напротив, доказано, что умение грамотно писать формируется в процессе обучения. Как отмечают лингвисты, у детей существует естественная склонность к освоению чтения и письма, но для развития этих навыков необходимы целенаправленные усилия.

Специалисты в области языкознания объясняют феномен интуитивной грамотности термином «языковое чутье». Это качество развивается в результате естественного освоения речи и постоянной обработки языковой информации. Формирование фундамента грамотности происходит на втором-третьем году жизни, еще до знакомства с алфавитом.

Нейропсихологический аспект

С точки зрения нейропсихологии, в мозге человека не существует отдельного центра, отвечающего за врожденную грамотность. Однако существует комплекс функций, определяющих способность к грамотному письму: зрительное восприятие, визуальная память, умение переключать внимание с общего содержания текста на его отдельные элементы. Эти функции начинают развиваться в дошкольном возрасте, что подтверждает важность ранней подготовки к освоению письменной речи.

Развитию зрительного восприятия и переключения внимания способствуют различные упражнения: для детей — поиск различий на картинках, сбор пазлов и мозаик; для взрослых — практика осознанного наблюдения за окружающей действительностью. Тренировку зрительной памяти рекомендуется проводить путем воспроизведения деталей повседневной среды: элементов одежды коллег, расположения предметов в familiar помещениях.

Феномен орфографической зоркости

Некоторые люди испытывают дискомфорт при виде орфографических ошибок, аналогичный реакции на неприятные звуки. Это явление связано с особенностями восприятия письменной речи, когда слова узнаются как целостные зрительные образы. Данную особенность можно использовать при проверке написания: записывая различные варианты и выбирая визуально наиболее гармоничный.

Для развития орфографической зоркости рекомендуется работать с текстами, богатыми визуальными образами. Методика включает:

  • Чтение текста без цели запоминания
  • Визуализацию прочитанного
  • Воспроизведение текста на основе созданного mental образа
  • Степень соответствия воспроизведенного текста оригиналу свидетельствует об уровне развития орфографической зоркости.

Роль чтения в формировании грамотности

Уровень грамотности индивидуален и зависит от personal особенностей. В некоторых случаях встречаются специфические трудности, связанные с нарушением связи между звуковой и графической формами слов.

Регулярное чтение качественной литературы способствует улучшению грамотности, поскольку позволяет запоминать правильное написание слов через их зрительное восприятие. Особую пользу приносит чтение классических произведений и материалов, подготовленных профессиональными филологами. Важно отметить, что постоянное знакомство с текстами, содержащими ошибки (например, в социальных сетях), может производить обратный эффект, делая неправильное написание привычным.

Выводы

Наличие специального гена грамотности не подтверждено научными данными. Однако существуют индивидуальные предпосылки для развития грамотного письма: зрительное восприятие, визуальная память и языковая интуиция. Совершенствование этих качеств возможно через систематические тренировки и чтение качественных текстов, сообщает автор.

Читайте также

 

...

  • 0

Популярное

Последние новости