«Коммуналка» бьет по карману: с 6 июля тарифы ЖКХ взлетели на рекордную высоту
- 07:01 3 июля
- Матвей Собакин

Очередной рост стоимости жилищно-коммунальных услуг с начала июля стал привычным явлением для российских граждан.
Однако в текущем году населению предстоит столкнуться с беспрецедентным за многие годы удорожанием коммунальных платежей: средний показатель по стране достигнет 11,9%, а в некоторых субъектах федерации превысит 20%. Данное увеличение, которое чиновники характеризуют как «необходимое для инвестиций», происходит в условиях снижения темпов роста цен и застоя в области доходов граждан.
Механизм формирования коммунальных тарифов
Специалисты разъясняют причины неоднородного роста расценок на жилищно-коммунальные услуги и дают рекомендации по оптимизации расходов на их оплату. По словам члена экспертного совета по ЖКХ при профильном комитете Государственной Думы Павла Склянчука, современная система ценообразования функционирует уже более десятилетия. Ранее корректировка происходила дважды в год для сглаживания резких скачков стоимости, затем перешли к ежегодному пересмотру в середине года.
Руководитель проекта «Городское хозяйство» Института экономики города Игорь Колесников отмечает, что индексация в нынешнем формате была введена в 2014 году после внесения поправок в Жилищный кодекс. Согласно этим изменениям, размер платежей граждан за коммунальные услуги не может превышать предельный индекс, устанавливаемый правительством на основании заявок регионов с учетом текущей тарифной ситуации и состояния инфраструктуры.
Причины опережающего роста тарифов
Юрист Московской коллегии адвокатов Сергей Сергеев подчеркивает, что ежегодное плановое повышение тарифов обусловлено общими инфляционными процессами: ростом стоимости производства коммунальных ресурсов, удорожанием материалов, повышением заработной платы. Все это является закономерным следствием общеэкономической ситуации.
Склянчук поясняет, что в текущем году правительство предоставило многим регионам возможность увеличить тарифы выше уровня инфляции. Ожидается рекордная за десятилетие индексация - если ранее рост составлял 8-9%, то сейчас в отдельных субъектах, например, в Архангельской области, он достигает 20%.
Колесников добавляет, что коммунальным предприятиям необходимо ремонтировать инфраструктуру, возводить новые объекты, реализовывать инвестиционные программы. Рост цен на материалы и заработную плату не должен компенсироваться исключительно за счет тарифов. В настоящее время обязательным является наличие инвестиционных программ, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры, повышение качества услуг, подключение новых потребителей.
Региональные различия в тарифообразовании
Средняя цифра повышения в 11,9% может показаться некритичной, учитывая, что в последние годы индексация находилась на уровне 8-12%. Однако вызывает вопросы значительный рост в отдельных регионах до 20%. Эксперты объясняют такие различия федеративным устройством страны, где субъекты обладают полномочиями определять размеры повышения.
Многое зависит от того, как ранее формировались и контролировались тарифы. Если в каком-либо регионе тарифы длительное время не индексировались, может возникнуть необходимость «догоняющей» корректировки. Подобная ситуация уже происходила в Санкт-Петербурге, где несколько лет не повышали плату за вывоз твердых коммунальных отходов, а затем увеличили сразу на 30%.
Склянчук отмечает, что такой разброс возможен из-за наличия в сфере ЖКХ как экономической, так и политической составляющей. Федеральный центр не позволяет региональным властям сдерживать рост бесконечно, поскольку это может негативно сказаться на устойчивости энергосистемы.
Проблемы эффективности инвестиций
Каждый год при повышении тарифов говорится о необходимости модернизации сетей, однако на практике это часто не реализуется. Колесников поясняет, что модернизация коммунальной инфраструктуры представляет собой длительный процесс, требующий десятилетий. В 2000-х и 2010-х годах тарифы почти не росли, а издержки предприятий увеличивались, что привело к износу сетей.
Сергеев отмечает, что модернизация кажется бесконечной из-за огромных масштабов страны и количества сетей. Тарифы на воду и тепло покрывают лишь себестоимость и минимальную прибыль, серьезные вложения в обновление туда не закладываются. Частично модернизация финансируется через концессии, но не всегда эффективно.
Склянчук указывает на проблему прозрачности: люди не понимают, из чего складывается стоимость ресурсов, поэтому возникает раздражение. Заявки монополий в тарифные комитеты не всегда прозрачны. Счетная палата установила, что половина инвестиционных надбавок не приводит к реальной модернизации.
Меры поддержки населения
Эксперты отмечают, что услуги ЖКХ являются обязательным платежом, как траты на продукты питания или лекарства. Проблема заключается в том, что у многих граждан есть кредитные обязательства, и даже при нормальной заработной плате на коммунальные услуги остается мало средств.
Для получения субсидии необходимо доказать, что расходы на ЖКХ превышают 22% от дохода семьи (в Москве - 10%), но это отсеивает многих, особенно работающих горожан. Льготы предусмотрены для пенсионеров и инвалидов, которые обычно информированы об этом и пользуются ими.
Сергеев обращает внимание на парадоксальную ситуацию: иногда люди обращаются за субсидией, уже имея задолженность по ЖКХ, а это препятствие для получения помощи. Человек находится в затруднительном положении, но без справки об отсутствии долгов помощи не получит.
Рекомендации по экономии
Специалисты предлагают несколько способов снижения расходов на коммунальные услуги:
Индивидуальная экономия: выключение света, экономное использование воды, контроль за работой бытовой техники.
Коллективная экономия: утепление подъездов, контроль теплопотерь, поскольку оплата производится за все тепло, поступившее в дом, а не только за то, что используется в квартире.
Главная мера - это увеличение доходов населения. Без этого граждане не смогут справляться с растущими платежами за коммунальные услуги.
Текущая ситуация с задолженностью
По данным экспертов, долги населения по ЖКХ по всей стране превышают триллион рублей. Их взыскание могло бы сдержать рост тарифов. Каждый год задолженность увеличивается на сотни миллионов, однако большинство долгов являются текущими - за 2-4 месяца.
Колесников подчеркивает, что жители многоквартирных домов ежедневно получают коммунальные ресурсы - воду, электричество, тепло. Отказаться от воды или отопления невозможно. Для обеспечения стабильной подачи предприятия несут текущие расходы, покрываемые тарифами.
Прогноз роста платежей
По банковским данным, средняя платежка за ЖКХ в 2024 году составила 4000-4200 рублей. С июля ожидается рост примерно на 20%, то есть прибавка около 800 рублей. В итоге сумма составит около 5000 рублей без учета индексации платы управляющих компаний, которая может добавить еще 100-200 рублей.
Средняя сумма платежа по однокомнатной квартире после повышения увеличится на 800-1500 рублей. Гражданам рекомендуется заранее учитывать эту сумму в семейном бюджете.
Динамика роста тарифов по годам
Статистика показывает следующую динамику среднего роста тарифов ЖКХ по России:
- 2018 год: 4,0%
- 2019 год: 4,5%
- 2020 год: 4,0%
- 2021 год: 5,0%
- 2022 год: 11,5%
- 2023 год: 8,1%
- 2024 год: 9,8%
- 2025 год: 11,9%
Таким образом, текущее повышение является одним из самых значительных за последние годы, что требует от граждан особого внимания к планированию семейного бюджета и использованию доступных мер поддержки, сообщает mk.
Читайте также
- «Кошмар начнется 6 июля и будет 30 дней подряд». Синоптики сказали, что это будет
- С 6 июня все будет бесплатно: «Пятёрочка», «Красное&Белое» и «Магнит» приняли решение
- Смешиваю 1 стакан кефира и фарш: на выходе получаю гору ленивых беляшей
- Этот кофе очищает сосуды лучше, чем овсянка: какой вид признали лучшим для здоровья и общего самочувствия
- В ГАИ поставили жирную точку: до какого возраста можно водить машину - пенсионерам объявили действующие ограничения