Коми испытывает острый дефицит учителей, особенно по математике
- 20:00 7 мая
- Дарья Бурина

Школы Республики Коми в текущем учебном году столкнулись с нехваткой педагогических кадров, дефицит составляет почти 400 человек. Наиболее востребованными являются учителя математики.
Об этом сообщила министр образования и науки Коми Наталья Якимова на "Часе с министром" в Общественной палате Республики. По состоянию на 2024-2025 учебный год не закрытыми остаются 376 вакансий.
"В настоящее время мы испытываем наибольшую потребность в учителях математики, а также русского языка и начальных классов", - подчеркнула министр.
Она отметила, что больше всего в учителях нуждаются Ухта и Сыктывкар, что обусловлено большим количеством образовательных учреждений в этих городах.
В сельской местности ситуация несколько иная. В малокомплектных школах один учитель, как правило, ведет сразу несколько предметов после повышения квалификации или прохождения профессиональной переподготовки, что снижает остроту кадрового дефицита.
На вопрос о мерах, принимаемых министерством для решения кадровой проблемы, Наталья Якимова ответила, что основной упор делается на целевое обучение студентов. Многолетний опыт показывает эффективность этого подхода. На данный момент в Коми около 140 молодых людей обучаются педагогическим специальностям за счет бюджета и обязаны будут отработать не менее трех лет по специальности после получения диплома.
"Кроме того, в республике функционирует 71 психолого-педагогический класс. Выпускники этих классов смогут поступить в профильные вузы и вернуться в свои школы уже в качестве учителей", - отметила Якимова.
В Ухте нет государственных образовательных учреждений, готовящих педагогов, однако там действует частный педколледж. Министерство второй год подряд выделяет колледжу бюджетные средства на 40 мест для выпускников ухтинских школ, желающих стать учителями.
В Коми также продолжает действовать программа "Земский учитель". Местные власти в ряде муниципалитетов привлекают учителей в школы посредством дополнительных выплат, предоставления ведомственного жилья и других мер поддержки. Молодые педагоги в регионе получают 25-процентную надбавку к окладу.
Обновление зданий образовательных учреждений также является важным фактором привлечения кадров. Комфортные условия работы и учебы способствуют желанию детей учиться, а педагогов - работать. В период с 2025 по 2027 годы планируется капитальный ремонт 54 школ в республике, с общим объемом инвестиций свыше 3,5 миллиарда рублей, более половины из которых поступит из федерального бюджета.
Кроме того, в рамках регионального проекта "Всё лучшее – детям" будут модернизированы мастерские для уроков труда в 183 школах. На эти цели будет направлено около 27 миллионов рублей, в основном за счет средств федерального бюджета.