"Техосмотр опять обязателен" Кому нужно проходить техосмотр в 2025 году: подробнее в статье
С другой стороны, сама процедура часто ассоциировалась с излишней формальностью, бюрократическими проволочками и даже коррупцией, что подрывало доверие к системе. В 2021 году законодательство смягчило требования к ТО, что было положительно воспринято многими автовладельцами.
Однако, как это часто бывает, у медали есть и обратная сторона. Отмена обязательного техосмотра привела к увеличению количества неисправных автомобилей на дорогах, росту числа ДТП из-за проблем с тормозами, рулевым управлением и изношенными шинами, а также к активизации недобросовестных продавцов подержанных автомобилей. В результате назрела необходимость пересмотра системы регулирования.
В 2025 году техосмотр возвращается, но в обновленном формате. Теперь он обязателен не для всех, а только в определенных, четко прописанных в законодательстве случаях. Это означает, что миллионам водителей необходимо разобраться в новых правилах, чтобы избежать штрафов и проблем при оформлении страховых полисов или перерегистрации автомобиля.
Краткий экскурс в историю изменений техосмотра в РоссииДо 2021 года ТО был обязателен для всех легковых автомобилей, независимо от их возраста и цели использования. Периодичность прохождения варьировалась в зависимости от возраста машины и обычно составляла один-два года, а для более старых автомобилей - ежегодно. На практике процедура часто превращалась в формальность: диагностические карты иногда оформлялись удаленно за определенную плату, без фактического осмотра транспортного средства. Это существенно подорвало доверие к системе.
Весной 2021 года вступили в силу поправки, освобождающие от обязательного ТО владельцев легковых автомобилей, используемых в личных целях. Для таких автомобилей прохождение осмотра стало добровольным, что многие водители восприняли с энтузиазмом.
Однако недостатки новой системы дали о себе знать довольно быстро: к 2023 году эксперты отметили увеличение количества автомобилей с серьезными неисправностями и рост числа аварий, вызванных неисправностями различных систем автомобиля. В результате возникла необходимость частичного возврата обязательного ТО - но только в тех случаях, когда это действительно оправдано. Этот подход и был положен в основу закона 2025 года.
Кто обязан проходить техосмотр в 2025 году?Ключевым нововведением является четкое определение случаев, когда прохождение ТО является обязательным. Это не всеобщая повинность, а выборочная система, учитывающая возраст автомобиля, его назначение и юридические операции с ним.
Продажа или переход права собственности на автомобиль старше 4 летЕсли автомобиль старше четырех лет, то при его продаже, дарении или перерегистрации в ГИБДД потребуется действующая диагностическая карта. Без нее постановка автомобиля на учет будет невозможна. Цель этой меры - защитить покупателя от приобретения технически неисправного транспортного средства.
Коммерческое использование автомобиляАвтомобили, используемые для коммерческой деятельности (такси, доставка, перевозка пассажиров или грузов), обязаны проходить ТО. Периодичность прохождения может достигать двух раз в год. Например, таксисты по-прежнему обязаны проходить ТО каждые 6 месяцев, что вполне оправдано повышенной нагрузкой на их транспортные средства.
Внесение изменений в конструкцию автомобиляЛюбые изменения в конструкции автомобиля, такие как установка ГБО, модификация кузова и т.д., требуют прохождения ТО для подтверждения их соответствия требованиям безопасности. Это особенно актуально для внедорожников, кемперов и автомобилей с нестандартными техническими решениями.
Первичная регистрация автомобиля или возобновление эксплуатации после длительного перерываАвтомобиль, впервые регистрируемый на территории России, или транспортное средство, которое долгое время не эксплуатировалось и не имело действующего полиса ОСАГО, подлежит обязательному ТО. Без этого невозможно оформить страховой полис и выехать на дороги общего пользования.
После серьезного ДТПАвтомобиль, получивший серьезные повреждения в результате ДТП, особенно если повреждены несущие элементы конструкции, нуждается во внеочередном ТО. Даже после проведения ремонтных работ скрытые повреждения могут представлять опасность, и ГИБДД может потребовать предоставление диагностической карты перед возвратом документов на автомобиль.
Кого освободили от прохождения техосмотра в 2025 году?Большинство владельцев легковых автомобилей могут быть спокойны: если их автомобиль не старше 4 лет, не продается, не используется для коммерческих целей и не подвергался серьезным изменениям в конструкции, то проходить ТО не нужно. Кроме того, от прохождения ТО освобождаются:
Легковые автомобили, принадлежащие физическим лицам, в возрасте до 4 лет. Мотоциклы и мопеды, используемые в личных целях. Транспортные средства, не предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования (например, автомобили, используемые только на дачном участке). Что нового в процедуре техосмотра?Закон 2025 года не только определяет категории автомобилей, подлежащих ТО, но и вносит изменения в саму процедуру его проведения:
Фотофиксация: каждая диагностическая карта сопровождается фотографией автомобиля на фоне станции ТО с указанием координат и времени проведения осмотра. Это исключает возможность фиктивного прохождения ТО. Электронные карты: бумажные документы практически полностью ушли в прошлое, вся информация автоматически передается в единый государственный реестр и в базы данных ГИБДД и страховых компаний. Современное оборудование: станции ТО проходят повторную аккредитацию, при проведении осмотра используется современное оборудование, обеспечивающее объективность проверки. Сокращение времени: процедура осмотра автомобиля без серьезных проблем занимает около 20 минут. Ответственность за отсутствие техосмотраЗа нарушение правил прохождения ТО предусмотрены штрафные санкции:
Управление автомобилем без действующей диагностической карты - штраф в размере 2 000 рублей. Повторное совершение данного правонарушения в течение года - повторный штраф. Кроме того, без действующего ТО невозможно оформить полис ОСАГО, езда без полиса влечет за собой наложение штрафа, а также может повлечь отказ в выплате страхового возмещения в случае ДТП. Также может быть отказано в регистрации автомобиля при его продаже.Возвращение техосмотра в 2025 году - это не шаг назад, а попытка создать сбалансированную систему, в которой обязательный осмотр необходим только там, где он действительно способствует повышению безопасности на дорогах: при продаже, коммерческом использовании, внесении изменений в конструкцию или после серьезной аварии.
Для большинства обычных водителей, использующих свои автомобили в личных целях и поддерживающих их в исправном состоянии, перемены будут незначительными. Однако понимание новых правил и готовность их соблюдать - важная составляющая безопасного участия в дорожном движении.
Таким образом, техосмотр в 2025 году становится более точным, осмысленным и эффективным инструментом контроля, направленным на повышение безопасности на дорогах России, сообщает myliski.
Читайте также:
Названы самые красивые русские имена: сейчас иностранцы так зовут своих детей
Бегите от людей, которые просят эти семь вещей: они истощают вашу душу