Новости России 16+

Почему в СССР считалось, что мощный мотор - это плохо? Объясняю простыми словами

В то время как за океаном американцы уже ездили на чудовищах с моторами по 3–5 литров и сотнями лошадиных сил, у нас считалось нормой, если двигатель выдавал 60–80 «лошадей».

Фото "Шедеврум"

Причина была проста и до банальности логична — экономия . В СССР старались расходовать металл и топливо максимально рационально. Инженеры считали, что двигатель на 50–90 л.с. — это золотая середина между расходом бензина и ресурсом мотора. А нехватку мощности компенсировали хитрой настройкой передаточных чисел в коробке передач.


Как воспринимали слабые моторы

Я помню, что до конца 70-х никто особенно не переживал из-за низкой мощности. Например, популярные «Москвич-408» и «Москвич-403» имели двигатели всего на 50–72 л.с., и люди спокойно ездили. Более того, старый мотор от 403-го считался даже надёжнее — он был прост в ремонте, неприхотлив к топливу и позволял заливать дешевый бензин А-72, а иногда и А-66, если немного доработать систему зажигания.


«Запорожец» — вечная боль автолюбителей

Вот кому действительно не повезло, так это Запорожцу . Его первый двигатель на 30 л.с. оказался слишком слабым, а 40-сильный — едва справлялся с нагрузкой. Машина требовала хотя бы 50 л.с., но таких моторов просто не выпускали. Только в 90-х инженеры создали адекватный вариант, но к тому времени выпуск уже прекратили.


Когда всё изменилось — топливный кризис 70-х

Перелом наступил в 1976 и 1981 годах , когда цены на бензин выросли почти вдвое. А-76 подорожал до 30 копеек, а А-93 — до 40. В тот момент стало ясно: высокая степень сжатия двигателей «Жигулей» и «Волг» оборачивается головной болью. Те, кто пытался сэкономить и залить более дешёвое топливо, рисковали сжечь поршни.

Некоторые владельцы «Москвичей-412» пытались приспособить двигатели под 76-й бензин с помощью самодельных октан-корректоров — и иногда это действительно работало.


Когда мощность перестала быть важной

Со временем высокооктановый бензин стал исчезать с заправок, и на рынке остался в основном А-76 . Его легко можно было купить у водителей грузовиков почти за полцены. Тогда и началась эра дефорсированных моторов — тех, что можно было без вреда кормить дешёвым топливом.

Мастера в гаражах быстро придумали кустарные способы: подкладывали дополнительную прокладку под головку блока, снижая степень сжатия, и двигатель спокойно работал на 76-м бензине.


Как отреагировала промышленность

Уже с 1982 года на конвейере появились «Москвич-2140» с адаптированными моторами под А-76 (68 л.с.). Позже модель обозначали как М-2140ДЭ или М-2146 — суть оставалась той же. Но вот передаточные числа коробки не тронули, и в итоге эти машины ехали вяло и «ели» больше топлива, чем ожидалось.

Похожая история случилась с «Волгой» ГАЗ-2410 : мощный мотор ЗМЗ-24 дефорсировали со 95 до 85 л.с., и динамика заметно упала.


Влияние на семейство «Жигули»

Даже ВАЗ-2105 в какой-то момент получил вместо привычного 1,3-литрового двигателя более скромный — 1,2 л. Машина сразу потеряла популярность, и вернуть интерес удалось только после установки нового полуторалитрового агрегата на 75 л.с.

Тем не менее многие осознанно выбирали дешёвые дефорсированные модели — например, ВАЗ-21033 и ВАЗ-21063. Они стоили меньше, были проще в обслуживании, а при правильной настройке и смеси бензинов 76-го и 93-го ехали вполне бодро.


Когда качество бензина стало непредсказуемым

К началу 80-х качество топлива заметно упало. Водители дефорсированных машин могли без страха покупать бензин «с рук» — прямо из канистр на обочине. Это было дешевле , да и двигатель такой бензин переносил спокойно, сообщает автор.

Читайте также:

Автор: Денис Иманов