Признаться честно, каждый водитель, который хоть раз побывал в Магнитогорске, уезжает оттуда с чувством неудовлетворённости и глубокой, почти зелёной зависти. У нас настолько великолепные дороги!
Казалось бы, живи и радуйся, но привычка к хорошему асфальту и невнимательность на дороге играют злую шутку с жителями Магнитогорска, когда они оказываются в других городах.
Особенно это заметно в Волгограде. Два года назад, когда я приезжал туда, чтобы посетить памятник «Родина-мать», мне пришлось немного покружиться по дворам.
Такое ощущение, что асфальт там или съели какие-то бобры, или его не ремонтировали со времён Великой Отечественной войны. А ведь это город-миллионник. Если такие дороги в Волгограде, то что говорить о небольших городах и деревнях.
Многие сторонники «святой Америки» с гордостью говорят:
— А вот в США асфальт лежит по 50 лет, и ничего, а в России через 3 года всё в дырах.
Неужели это правда?
Да, правда! И даже больше: там есть асфальт, которому уже 90 лет, и ему действительно ничего не делается. Почему?
Потому что!
Система автомобильных дорог в США возникла в 1930-х годах, во время Великой депрессии. Очень богатая страна внезапно оказалась в тяжёлом положении: люди потеряли работу, машины, дома, вложения в акции. Бизнес тоже страдал: люди переставали покупать что-либо, кроме еды, фирмы разорялись.
Положение начало улучшаться благодаря «Новому курсу» Франклина Рузвельта, который состоял из 200 пунктов. Одним из первых пунктов было строительство автомобильных дорог.
Рузвельт разделил территорию страны на квадраты, и все эти квадраты стали сетью скоростных шоссе. Строительство дорог стимулировало работу автомобильных компаний, цементных заводов, предприятий по производству асфальта и щебня, металлургов.
Но больше всего это занятие дало работу людям: им платили небольшие деньги, но их хватало на еду и жильё. Это уже было счастьем!
Все скоростные дороги строились по одной схеме: сначала снимали грунт, затем засыпали его скалой, щебнем и песком на глубину от 60 до 180 см, затем заливали слой железобетона, а на него укладывали асфальт (или не укладывали).
Большинство работ выполнялось вручную: люди с лопатами и тачками работали от рассвета до заката.
Каждый этап проверялся не чиновником, бизнесменом или кем-то ещё, а специалистом и федеральным прокурором. Это была суровая пара, которая могла остановить строительство из-за малейшего отклонения. За любую попытку обмануть их наказывали очень строго.
За 12 лет реализации федеральной программы вся территория США покрылась сетью дорог.
Скоро этим дорогам исполнится 100 лет.
Осталось подождать ещё 6–7 лет.
Сторонники того, что в США самые лучшие дороги, часто показывают следующие фотографии:
Но они стыдливо умалчивают, что это фотографии шоссе после:
— реновации покрытия (в США асфальт просто красят); — пустынных трасс, по которым за год проезжает всего полтора велосипедиста.
На дорогах с активным движением ситуация выглядит примерно так:
А если движение очень активное и погодные условия не радуют, дороги могут выглядеть вот так:
И это не Волгоград, не Москва и тем более не Магнитогорск, а Нью-Йорк — самый богатый город США. В небольших городах, которые находятся за 100–200 километров от Нью-Йорка и не имеют больших муниципальных бюджетов, ситуация может быть ещё хуже.
В итоге получается, что на дорогах с активным движением и новым асфальтом покрытие быстро разрушается. Через несколько лет его приходится снимать и укладывать заново. Если же шоссе построено по старой технологии, на железобетонное основание, то оно может прослужить долго.
Ничего не напоминает?
Всё то же самое и у нас!
Проблема с некачественным асфальтом есть и в США. Там тоже могут укладывать покрытие в снег и дождь, экономить, подворовывать, а вместо наших таджиков и узбеков там работают мексиканцы, перуанцы, гватемальцы и русские.
Коммунальные проблемы одинаковы во всех странах. Не зря ещё Обама, тот самый Барак, сказал, что главная проблема Америки — это резко постаревшая инфраструктура, на которую не хватает денег из-за военных расходов.
А что же в России? Да то же самое: где асфальт кладут на совесть, он разрушается через 10–15 лет, где кладут с нарушениями — может и на следующий год стать водорастворимым.
Хотите историю?
12 лет назад мы с женой поехали в Екатеринбург за покупками. Я только начал водить машину, было страшно, мы очень нервничали. Обратно решили поехать через малонаселённый район, чтобы избежать пробок.
Едем мы, едем и вдруг видим, что перед нами пробка из одной машины. Оказывается, армяне ремонтируют дорогу. С одной стороны — отбойник, с другой — болото, объехать нельзя. Пожилой армянин подходит к нам и говорит:
— Извините, мы сейчас разровняем кучу асфальта, и вы сможете проехать по обочине.
Он стоит рядом и курит.
Я шепчу жене:
— Кажется, конец дороге, смотри, как тонко асфальт кладут, на следующий год всё сползёт.
Тот, видимо, услышал краем уха, подходит и вместо конфликта начинает рассказывать, что у них семейная фирма, все работают родственниками. Они занимаются только дорогами и за всю жизнь ни разу не брали взяток. Сейчас они кладут подложку, потом основной слой, и дорога простоит минимум 10 лет. Но этот участок в 11 километров будет их последней работой: местные чиновники замучили требованиями откатов.
Мы поговорили, пожали руки и поехали. Я был уверен, что нам просто наврали. Но через 3 года, когда мы снова поехали в Екатеринбург, мы вспомнили разговор со стариком-армянином. Дорога выглядела как новая.
И сейчас она такая же! А ведь прошло уже 12 лет.